Критика казахстанского автопрома: депутат о миллиардах, потраченных на сборку автомобилей с минимальными затратами

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов раскритиковал состояние казахстанского автопрома, отметив, что миллиарды тенге выделяются на так называемую "сборку одной отверткой".
В своем депзапросе он указал, что автопроизводители освобождаются от налогов и таможенных пошлин на ввозимые материалы и оборудование, а также получают налоговые и таможенные льготы. При этом в рамках государственных закупок предпочтение отдается именно отечественным автомобилям.
"Вся страна поддерживает развитие автопрома, и это верный шаг. Эта сфера создает новые рабочие места, способствует освоению зарубежных технологий и стимулирует индустриальное развитие. На начальном этапе государство устанавливало облегченные требования, чтобы заложить основу производства: инвестиции в размере всего 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год, мелкоузловая сборка одной модели. В народе это называют 'отверточным методом'," - сказал депутат на пленарном заседании Мажилиса.
По его словам, хотя такой подход был оправдан в начале, он не способствует развитию локального производства и технологий в настоящее время.
С 2021 года требования к производителям ужесточились. Теперь они должны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге, выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки и достигнуть локализации в 50 процентов к 2027 году.
Однако, как отметил Жайымбетов, эти требования не применяются ко всем участникам рынка. Крупные компании продолжают работать по старым, более мягким условиям, что создает нечестную конкуренцию и затрудняет привлечение новых инвесторов.
Фактические производственные показатели также не соответствуют установленным требованиям. В 2023 году было выпущено всего 13 тысяч автомобилей, а за 10 месяцев 2024 года - 17 тысяч, при установленной планке в 25 тысяч.
"Более 90 процентов автомобилей по-прежнему собираются по крупноузловому методу, то есть фактически это разборка и сборка готовых авто. Несмотря на это, такая продукция официально признается 'отечественной' и получает полноценную государственную поддержку. В результате на автомобили, собранные 'одной отверткой', из бюджета выделяются миллиарды," - заявил Жайымбетов.
Депутат также привел данные о несоответствии во внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, согласно своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как по данным Китая - только на 6 миллионов долларов.
"На деле готовые автомобили ввозятся как 'полуфабрикаты', освобождаются от налогов, перерегистрируются с новым VIN-кодом и не отражаются как полноценный импорт. Еще одна проблема - слабое правовое регулирование. В настоящее время взаимодействие между государством и производителями строится на основе гражданско-правовых соглашений, которые невозможно полноценно контролировать. Уполномоченные органы ограничены только перепиской и вынуждены доверять предоставляемым данным," - отметил депутат.
Для изменения ситуации Жайымбетов предлагает:
- законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки;
- пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке с позиций справедливости и единых требований для всех производителей;
- рассмотреть вопрос о наделении Министерства индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.
"В связи с явными расхождениями в таможенной статистике по импорту кузовов необходимо также провести специальную межведомственную проверку и принять меры по предотвращению возможных нарушений и уклонений от налогов," - заключил спикер.
-
Судья в клетке: правосудие обернулось замком3-06-2025, 18:06 14
-
Уральская медсестра: ангел-хранитель на высоте 10 тысяч метров над землей9-06-2025, 16:13 8