Парковка в Казахстане: где машины живут в аренде, а не в доме

В крупных городах Казахстана стоимость парковочных мест сопоставима с ценой квартир. Эксперт отмечает, что паркинги не являются выгодной инвестицией, а их количество не соответствует росту числа автомобилей, что приводит к нехватке мест для парковки.
Парковка в Казахстане: где машины живут в аренде, а не в доме

Владение автомобилем в Казахстане становится все более доступным, однако найти парковочное место становится настоящей проблемой. В крупных городах, таких как Астана, Алматы и Шымкент, стоимость парковочного места сопоставима с ценой на квартиру. Свободные участки во дворах часто становятся предметом споров, что подчеркивает нехватку паркингов.

Эксперт в области недвижимости Лев Тетин отмечает, что цены на паркинги в этих городах примерно одинаковы. В Астане стоимость варьируется от 1 до 15 миллионов тенге, в Алматы ситуация аналогична, а в Шымкенте паркинг можно найти по цене от 1 до 10 миллионов тенге. Средняя стоимость паркингов в этих городах составляет от 3 до 5 миллионов тенге.

"В Астане стоимость варьируется от 1 до 15 миллионов тенге – паркинг здесь может стоить как однокомнатная квартира. В Алматы ситуация аналогичная. В Шымкенте паркинг можно найти по цене от 1 до 10 миллионов. Если говорить о средней стоимости паркингов, то во всех трех городах она примерно одинаковая: от 3 до 5 миллионов", - рассказал эксперт.

Стоимость паркингов не растет так же быстро, как цены на жилье. Это связано с тем, что паркинг не рассматривается как инвестиция. Например, аренда паркинга в Астане составляет 15-40 тысяч тенге в месяц, причем за 40 тысяч можно арендовать место в элитном жилом комплексе, где квартир больше, чем парковочных мест.

Фото: depositphotos.com

"В Алматы примерно те же самые показатели. Основная часть населения не готова платить за паркинги, так как это дополнительная финансовая нагрузка при покупке жилья", - отметил эксперт.

С наступлением холодов наблюдается повышенный спрос на паркинги, особенно в Астане. Однако цены на них меняются не так динамично, как на жилье.

Причины нехватки парковочных мест

Многие автолюбители сталкиваются с проблемой отсутствия парковки. Часто места во дворе заняты, а на внутридомовой парковке уже есть свои владельцы. В некоторых случаях водители даже решают продать свои автомобили из-за отсутствия парковки.

"Количество паркингов в жилых комплексах регламентируется действующими строительными нормами и правилами (СНиПами). В классификаторе жилья есть коэффициент, привязанный к площади жилого комплекса. Соответственно, чем дороже жилье, тем больше парковочных мест должно быть. Однако паркинг – это всегда затратная часть любого строительного проекта, поскольку его маржинальная доходность - разница между себестоимостью и стоимости при продаже - не такая большая. По этой причине лишних паркингов не строит никто. Некоторые застройщики и вовсе оформляют разрешительные документы на жилье класса эконом или комфорт, поскольку там парковочных мест меньше. А по факту такие объекты позиционируются как жилье бизнес-класса или даже элитное", - пояснил Тетин.

Кроме того, недостаток парковочных мест также связан с устаревшими строительными нормами. Например, площадь одного парковочного места должна составлять около 20 квадратных метров, но на практике этот показатель часто не соблюдается.

"Площадь одного парковочного места должна быть около 20 квадратных метров, но этот показатель часто не соблюдается. В некоторых строительных проектах она может быть 17 или даже 16 квадратных метров. Это приводит к определенным неудобствам. К примеру, становится элементарно трудно открыть дверь автомобиля", - пояснил эксперт.

Сравнение с зарубежными стандартами

В европейских странах существуют поправочные коэффициенты, которые учитывают рост числа автомобилей и изменяют требования к застройке. Несмотря на это, проблемы с паркингами также актуальны для европейских мегаполисов.

"Эта проблема характерна для любого мегаполиса нашей планеты", - констатировал Лев Тетин.

Проблемы во дворах

Во дворах, где отсутствуют шлагбаумы, ситуация усугубляется тем, что парковочные места занимают посторонние водители. Это создает дополнительные неудобства для жителей.

Фото: depositphotos, автор Stocksolutions

"Мы постоянно с этим сталкиваемся, эти отношения никак не регламентируются. Основная проблема не только в том, что вы не можете припарковаться в собственном дворе, но и в неудобствах для пешеходов. Машины перекрывают тротуары, портят внешний вид дворовых территорий. Это огромная проблема, которой в первую очередь должны озадачиться управления и отделы архитектуры акиматов", - заключил эксперт.

Лев Тетин - генеральный директор консалтинговой компании, известный казахстанский эксперт в сфере недвижимости. Тетин регулярно дает прогнозы казахстанским СМИ касательно цен на недвижимость.

Поделиться:
Популярные новости