Перегруженность Алматы: три возможных сценария дальнейшего развития города

В статье рассматриваются три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный. Запланированы решения проблем с перегруженностью и инфраструктурой, включая создание "умного" города, поддержание устойчивого развития и улучшение общественного транспорта.
Перегруженность Алматы: три возможных сценария дальнейшего развития города
grid Краткий пересказ текста Этот текст сгенерирован ИИ
  • В статье рассматриваются три сценария развития Алматы, которые могли бы помочь справиться с проблемами перегруженности города.
  • Первый сценарий предполагает создание "умного" города с вертикальными экогородами и современным транспортом к 2070 году.
  • Второй сценарий предполагает устойчивое развитие Алматы с эффективной транспортной системой и созданием рабочих мест в каждом районе, что может быть реализовано к 2050 году.
  • Третий сценарий предполагает улучшение существующей инфраструктуры и общественного транспорта к 2030 году.
  • Эксперты отмечают, что развитие общественного транспорта и создание самодостаточных районов важны для решения проблем с пробками и экологией.
  • Также рассматривается развитие спутниковых городов, таких как "Алатау сити", для разгрузки инфраструктуры Алматы.
  • Проект "Алатау сити" предполагает создание умного города с различными услугами и высококачественной инфраструктурой к 2050 году.

Представьте себе, что жители Алматы могут жить в вертикальных минигородах с полным набором удобств внутри одного комплекса: от детского сада до спортивного зала и больницы, а на крышах располагаются фермы. Они передвигаются на магнитном транспорте. Это может показаться фантастикой, но некоторые города уже внедряют аналогичные технологии. В сегодняшнем материале рассматриваются три сценария развития города: фантастический, оптимистичный и реалистичный.

Город загружен или нет?

За последние 15 лет население Алматы почти удвоилось, что указывает на значительное увеличение нагрузки на инфраструктуру. Местные жители в большинстве считают, что город перенаселен, указывая на постоянные пробки и переполненность общественного транспорта.

Пробки в Алматы.Пробки в Алматы.

Однако, по данным плотности населения, Алматы не является перенаселенным городом по сравнению с рядом других мегаполисов. Несмотря на это, эксперты считают, что проблемы вызваны слабой инфраструктурой и неравномерным расселением. Архитектор Владислав Филатов считает, что это произошло из-за импульсивного роста города.

Как развивался Алматы?

По мнению экспертов, неравномерное развитие обусловлено быстрым ростом города, который за 150 лет претерпел значительные изменения. Строительство в послевоенное время привело к быстрому расширению, но это также создало множество проблем с инфраструктурой.

"Сразу после Второй мировой войны город начали застраивать быстро, что привело к проблемам с инфраструктурой, которая не соответствует быстрому развитию," — говорит Владислав Филатов.

Редакция предлагает к сведению две фотографии. Первая — архивное фото 1931 года с Свято-Казанским собором, а вторая — современный снимок того же района, показывающий, как изменился город за 100 лет.

При перемещении ползунка можно увидеть изменения в плотности застройки и населенности. Следует учитывать, что данный район относительно тихий и не может сравниться с центральной частью города.Владислав Филатов объясняет, что расширение города привело к смешению частного сектора и городской застройки, что создало трудности с транспортом.

Маятниковая миграция – это регулярные перемещения людей между местом жительства и работой. Это часто происходит, когда зоны проживания находятся далеко от мест деловой активности.

Урбанисты утверждают, что районы внутри города должны быть более плотными, чтобы избежать неравенства в инфраструктуре и коммуникациях.

Как решить проблемы? Три сценария

Фантастический сценарий развития города

2070 год. Алматы становится "умным" мегаполисом:

  • Люди живут в вертикальных экогородах с необходимыми удобствами внутри.
  • Экогород – автономная система: жителям доступны все необходимые для жизни услуги.
  • Дома спроектированы с учетом сейсмостойкости.
  • На крышах находятся сады и фермы для местного производства продуктов.
  • Искусственный интеллект управляет коммунальными службами, предотвращая поломки.
  • Вся инфраструктура соединена цифровой системой на базе квантовых вычислений.
  • Созданы системы климат-контроля для поддержания комфорта в городе.
  • Разработаны биоинженерные технологии для сбора и очистки дождевой воды.
  • Люди практически отказались от личного транспорта, ограничив движение на автомобилях и развив общественный транспорт.
  • Смог стал частью истории.
  • Склоны гор интегрированы в планирование города как зоны отдыха, соединяющие город с окружающей природой.
  • Большинство населения живет в "умных" спутниковых городах с необходимыми условиями для жизни.

Хотя это кажется далекой мечтой, некоторые технологии уже в использовании. Например, первая маглев-дорога была построена в Германии в 1984 году и достигала скорости 501 км/ч.

Магнитный транспорт активно используется в Китае, например, в Шанхае, где функционирует высокоскоростной маглев с максимальной скоростью 431 км/ч.

Маглев в Шанхае.Маглев в Шанхае.

Экогорода также имеют место в современном мире. Например, город Nye в Дании представляет собой экологически чистую зону с централизованным вторичным водоснабжением.

Город Nye.Город Nye.

Проект экогорода "Масдар" в ОАЭ разрабатывается с акцентом на солнечную энергетику и минимизацию выбросов углекислого газа.

Дизайн-проект Масдар.Дизайн-проект "Масдар".

На территории "Масдара" также принимаются меры по предотвращению автомобильного трафика. Проект находится в реализации с 2006 года.

Тем не менее, эксперты больше ориентируются на оптимистичный и реалистичный сценарии, чем на фантастический.

Оптимистичный сценарий развития города

2050. Алматы – зеленый, удобный город с жизнеспособной инфраструктурой:

  • Общественный транспорт становится удобным и доступным, запускаются новые маршруты, закупаются экологичные автобусы.
  • Произведено переселение из ветхих домов и построена новая социальная инфраструктура.
  • Развивается Urban Air Mobility – воздушный транспорт.
  • Каждый район получает собственные рабочие места и необходимую инфраструктуру для жизни.
  • Обновлены старые системы управления и адаптированы к климатическим изменениям.

Этот сценарий основан на мнении экспертов и анализа мирового опыта. Архитекторы подчеркивают необходимость уплотняющей застройки, чтобы улучшить инфраструктуру.

"Нужна уплотняющая застройка в местах, где необходимо делать инфраструктуру," – говорит Владислав Филатов.

По его словам, жилые комплексы внутри города могут быть частью решения, предоставляя людям возможность жить и работать вблизи дома. Проблемы перегрузки связаны с частным сектором и недостаточным развитием инфраструктуры.

"Проблема заключается в том, что частный сектор занимает многие окраины, не имея необходимой инфраструктуры для устойчивого общественного транспорта," – добавляет Филатов.

В качестве решения предлагается замена частных домов на многоквартирные, создание новых центров на окраинах и развитие спутниковых городов, таких как "Алатау сити".

Современный Алматы.Современный Алматы.

Эксперт Диас Маратулы отмечает, что конкуренция между городами возрастает, поэтому важно развивать инфраструктуру и создавать возможности для бизнеса. Примером тому может служить необходимость строительства большего количества образовательных учреждений в условиях бэби-бума.

В Алматы сейчас строятся 148 жилых комплексов. Это не проблема, но важна правильная реализация.

"Проблема заключается в том, где строится жилье. Окраины поглощают новые застройки, что приводит к увеличению расстояний и времени в пути," – подчеркивает Маратулы.

Идеальный вариант, по мнению эксперта, заключается в том, чтобы расширять город аккуратно, увеличивая плотность населения без создания новых окраин.

"Границы города должны оставаться неизменными, а плотность можно увеличить внутри," – утверждает Маратулы.

Модель идеального города включает сокращение развязок и создание комфортного общественного транспорта, что обеспечит передвижение без автомобиля.

Скорость движения ограничивается до 30 км/ч, создаются современные велодорожки, и транспорт становится доступным для всех. Общество должно иметь возможность передвигаться различными способами, кроме личного автомобиля.

"Улучшение общественного транспорта возможно путем ограничения движения личных автомобилей," – настаивает Маратулы.

Обсуждения также касаются внедрения Urban Air Mobility в Алматы, над чем уже работают эксперты.

Основной принцип: город должен быть удобен для людей, а не для машин. Учитывая рост числа ДТП в последние годы, возрастает акцент на безопасности и удобстве для жителей.

В Алматы фиксируется большое количество ДТП, особенно среди детей, что является важным аргументом в пользу изменений в транспортной политике.

  • Рост числа травм и погибших будет неуклонным, если не предпринять меры.

Данные по ДТП.

Поэтому важнейшие аспекты включают создание безопасного и комфортного транспортного пространства в городе.

Реалистичный сценарий развития города

2040 год. Алматы – удобный город с улучшенной инфраструктурой:

  • Появляются новые автобусные маршруты и развиваются велодорожки, вводятся платные парковки.
  • Происходит обновление дорог и инженерных систем, ликвидируются свалки.
  • Устаревшие здания демонтируются, а новые жилые комплексы решают существующие проблемы.
  • Новые районы на окраинах развиваются и становятся более обеспеченными с внедрением полицентричности.

Данный сценарий обсуждается в рамках генерального плана города. Много инициатив исходит от активистов и жителей, которые могут участвовать в реализации этого сценария.

Архитектор Владислав Филатов призывает к продолжению работы над общественным транспортом и микромобильностью, что может помочь снизить неравенство среди районов Алматы.

Примеры из других мировых городов показывают, как улучшить мобильность и удобство в городах.

Диас Маратулы считает, что решения должны быть реализуемыми и быстрыми. Например, изменение цен на платные парковки может существенно повлиять на уровень сервиса.

"Необходимо разрабатывать автоматизированные системы для определения цен на парковку в зависимости от спроса," – говорит Маратулы.

Создание выделенной полосы для общественного транспорта может оказаться более реальным и экстраординарным шагом.

"Город действующим способом начинает процесс, но ему нужно двигаться быстрее," – резюмирует Маратулы.

Оба эксперта подчеркивают, что просто увеличивать территорию Алматы нецелесообразно, важно развить спутниковые города. Акимат предлагает новые проекты детальной планировки в соответствии с генеральным планом до 2040 года, где акцент сделан на полицентричность.

Обсуждение генерального плана.

Идея в том, чтобы создать пять полицентров с разным назначением, способствующих развитию городской агломерации.

"Север"

Регион охватывает Жетысуский и Турксибский районы, включая редевелопмент промышленных зон и ветхого жилья. Здесь появится новая инфраструктура с удобствами для малого бизнеса.

"Восточные ворота"

Эта зона будет развиваться как логистический хаб, связанный с транспортом и современными услугами.

"Исторический центр"

Планируется благоустройство исторического наследия города и услуги, ориентированные на туризм.

"Юго-Запад"

Создание нового транспортного и торгового узла, модернизация рынка.

"Запад" (поселок Боралдай)

Планируется развитие индустриальной зоны и новых жилых кварталов с необходимыми услугами.

"Развитие полицентричности решит некоторые проблемы города," – подчеркивает Владислав Филатов.

"В городе ежедневно много автомобилей; необходимо грамотно развивать агломерацию," – отмечает Нурлан Буранбаев.

Таким образом, важно правильно управлять развитием города и соседних территорий, чтобы обеспечить комфортную жизнь для всех жителей.

Проект "Алатау сити" может стать одним из способов достижения этой цели, создавая современный и высокотехнологичный район, разделенный на тематические зоны.

  • Развитие бизнес, научно-образовательного и медицинского секторов с привлекательными условиями для инвесторов и жителей.
  • Создание зон отдыха и досуга, нормативная политика, обеспечивающая высокое качество жизни.
  • Устойчивый рост населения и рабочих мест в новых районах с доступными условиями жизни.

Если данные проекты будут реализованы, Алматы имеет шанс на оптимистичное будущее, с качественной инфраструктурой для жизни и работы.

Читайте также: Как Алматы справится с ростом населения и актуальными проблемами?

Поделиться:
Популярные новости